#музач@asurfrage
«Пороховая бочка» Европы – такое прозвище ещё в конце XIX века в мировой прессе получил Балканский полуостров. Мрачный нарратив истории отношений местных этносов наложил свою печать нестабильности на этот регион.
Мечта о единстве южных славян получила своё окончательное воплощение лишь в середине прошлого столетия, когда в горниле Второй мировой войны родилась социалистическая Югославия. Единым фронтом сербы и хорваты поднялись на борьбу против фашизма. В суровых боях с захватчиками и их приспешниками – сербскими четниками и хорватскими усташами – красные партизаны отстояли свободу родной земли.
Лидер многонационального государства Иосип Броз Тито, стараясь предотвратить вспышки вражды внутри страны, организовал «систему сдержек и противовесов». Так, сербское население Хорватии и Боснии ограничивало устремления хорватов, а албанцы Косова и венгры Воеводины спасали Югославию от роста сербского шовинизма.
Однако гидра национализма нашла лазейку. Смешанная модель экономики не только позволила республике достичь больших успехов в индустриализации, но и породила значительную разницу в уровне жизни населения различных автономий. Смерть Тито и раскол в рядах Союза Коммунистов Югославии (СКЮ) в 1980-х привели к росту сепаратизма и возрождению националистических настроений. Пожар старых обид загорелся с новой силой и на целое десятилетие вверг страну в череду этнических конфликтов.
Сегодня на карте Европы мы не найдём единой Югославии – лишь её осколки, а страшные раны от усобиц зашиты белыми нитями политики Евросоюза. Да и про долгую агонию распада государства напомнят лишь шовинистский интернет-мем «REMOVE KEBAB», истории про русских десантников в Приштине и сбитый советской «Шилкой» натовский стелс. И песни – как прославляющие величие сербов/хорватов/албанцев, так и оплакивающие гибель мечты сотни тысяч югославов, ныне разделëнных воспоминаниями об ужасах взаимного геноцида и разрушенных бомбами городов...